1.1.Путь к записи звука

Большая часть популярных трудов и научных работ, посвященных звукозаписи, начинается с хорошо известной старинной поговорки: «Сказанное улетает, написанное остается». Что же, начнем и мы с этой поговорки и сравним звучание слова с его написанием, иначе говоря, рассмотрим наиболее значительные этапы фиксации мысли. Первым в ряду информационных средств человека можно упомянуть способ получения настенных рисунков в пещерах (около 50 000 лет до нашей эры), а на второе место можно поставить клинопись Месопотамии (5000 лет до нашей эры). Для записи информации и в наши дни наиболее часто применяются эти два древних метода: нанесение на поверхность материала другого вещества (бумага и карандаш) и гравировка на поверхности какого-либо материала. Последняя технология используется для изготовления грампластинок. Но прежде чем по времени мы перенесемся в эту эпоху, вспомним еще несколько дат. Около 900 лет до нашей эры были изготовлены первые отпечатки с каменных пластинок. Помимо технической достопримечательности этого события, большое значение имеет и сама идея, ибо родилось новое понятие: тиражирование.

Приведенная выше поговорка потеряла свою точность уже в 63 г. до нашей эры, когда был застенографирован текст одной из речей Цицерона. Интересно напомнить, что покрытые воском деревянные таблички еще в конце третьего столетия использовались в качестве тетрадей для записи, а Бонетиус (475—542 гг.) описал на них зависимость между звуком и скоростью движения.

Систематические исследования колебаний начались только после изобретения камертона Шоу в 1711 г. В это время в печатном деле предпринимались попытки получить трехцветные отпечатки. По мнению французского математика Дюамеля звук, т. е. колебания воздуха, можно записывать путем гравировки твердого материала (1830 г.). Сам он не занимался проектированием экспериментального прибора; за него это сделали Вильгельм Эдуард Вебер, Энсенмангер и Эдуард-Леон Скоттн де Мартенвиль. Звукозаписывающие устройства этих изобретателей начиная с 1830 г. были использованы для различных акустических исследований.

Нельзя забывать, что играющие аппараты существовали уже столетия до этого, но они по существу были только механическими автоматами. Своей конечной целью изобретатели ставили создание устройств, пригодных для записи и воспроизведения любого звукового явления, встречающегося в природе. И все же создание звучащих автоматов, имитирующих человеческую речь, встретилось с большими трудностями. В то время существовало странное представление, что голос артиста с хорошими вокальными данными может быть сохранен, если через его отрезанную голову продувать воздух и с помощью рычагов приводить в движение звукообразующий аппарат. К счастью, о практическом осуществлении этой идеи в хрониках ничего не говорится...

Так как в середине XIX столетня в центре внимания находились проволочный телеграф и фотографии Даггера, свои первые шаги запись и воспроизведепие звука сделали от этих двух изобретений.