1.4.Граммофон Эмиля Берлинера

В 1870 г., девятнадцати лет отроду, Берлинер покинул родительский дом в Германии и направился в Америку. Там он выполнял работы, не требующие квалификации, а свободное время проводил в библиотеках. Особенно заинтересовало его описание изобретенного Беллом телефона. Прилежно работая, ему удалось внести в него некоторые усовершенствования. На полученные деньги была создана домашняя лаборатория. Здесь он много занимался фонаутографом Скотта. Берлинер установил, что этот прибор создает на закопченной пластинке канавки постоянной глубины, выписывая звуковые колебания в виде поперечных отклонений. Игла фонографа Эдисона, следуя колебаниям мембраны, выдавливала на валике канавку переменной глубины. Берлинер предположил, что для записи звука на плоской пластине можно использовать поперечные колебания. Во время поисков в библиотеке Берлинер натолкнулся на описание принципов записи звука, сформулированных Кро. Они совпадали с его собственными представлениями, поэтому сначала он построил и опробовал прибор Кро. Записанную на стекле спиральную звуковую канавку Берлинер фотохимическим способом скопировал на цинковую пластинку. Его надежды оправдались: с металлической пластинки можно было воспроизводить звук. На разработанное устройство, названное граммофоном, был получен патент 26 сентября 1887 г., т. е. через 10 лет после получения патента на фонограф.

Признание его работы побудило Берлинера к дальнейшим исследованиям. Он поставил перед собой задачу устранить наиболее слабый этап процесса — медленное и неточное светокопирование. В результате систематических исследований, проводившихся в течение нескольких месяцев, был разработан более надежный метод. По этому методу на поверхности цинковой пластинки, покрытой воском, процарапывалась канавка; затем пластинку заливали соляной кислотой и вытравливали на ней места, соответствующие царапинам в воске. Громкость, получаемая с изготовленных таким способом пластинок, была выше, чем при оптическом копировании. Процесс травления и полученные с его помощью пластинки были продемонстрированы специалистам летом 1888 г. Наиболее значительным было признано не техническое решение, предложенное Берлинером, а его представление, что вместо сохраняемых с трудом валиков фонографа, который уж получил достаточно широкое распространение как диктофон, можно выпускать легко тиражируемые и удобные в обращении плоские пластинки, содержащие записи развлекательного и художественного характера. Новым было и его предложение выплачивать при создании записи гонорар исполнителям. Эти намерения коренным образом отличались от целей говорящей машины, характеризующих фонограф. Берлинер серьезно поставил перед собой задачу проложить путь в каждый дом музыке, записанной на пластинке. В результате пятилетней настойчивой и упорной работы были разработаны гальванопластический процесс тиражирования с позитива цинкового диска и технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Было основано общество, организовавшее завод, на котором началось мелкосерийное тиражирование пластинок. Эбонит был заменен шеллаком, из которого можно было прессовать дешевые пластинки хорошего качества. Главным препятствием широкому распространению изобретения было отсутствие приводного двигателя, пригодного для вращения диска проигрывателя. Диск приходилось вращать вручную. Использовать привод от фонографа со стальной пружиной запрещалось охраной авторских прав. Берлинер должен был применить только самостоятельно разработанный двигатель. Он обратился с просьбой к работавшему в городе Камдена специалисту по приборам Элдриджу Р. Джонсону сконструировать для граммофона дешевый привод. Джонсон изготовил двигатель, но после демонстрации Берлинер признал его непригодным и взял свое поручение обратно. И если граммофон все же не оставался без двигателя, это целиком заслуга Джонсона, который несмотря на отказ сконструировал новый тип двигателя. Он взял за основу пружинную систему, использовавшуюся не в фонографах, а в швейных машинах. Вторая модель двигателя настолько понравилась Берлинеру, что летом 1896 г. он заказал их в количестве 200 шт. Скромная мастерская Джонсона вскоре превратилась в настоящий завод. Одновременно с этим Берлинер в лице Джонсона приобрел партнера, обладавшего незаурядными коммерческими способностями. Их предприятие начало процветать, что вызвало неудовольствие со стороны фирм, занимавшихся выпуском фонографов Эдисона. Началась конкурентная борьба. Появились статьи в газетах, дело дошло до суда. Джонсон поддержал изобретение Берлинера, но вскоре оказался на краю банкротства. Юристы запретили продажу пластинок, изготовленных по методу Берлинера. Однако за два года, пока длился процесс, Джонсон разработал способ записи на восковой диск и метод получения с него гальванопластической матрицы (1901 г.) и создал самостоятельную фирму «Джепэн Виктор Компани» («Джи-Ви-Си») по производству звуковых аппаратов и пластинок. Берлинер со временем отстоял свое право на патент, а Джонсон не запатентовал процесс записи на восковой диск, разработанный на основе идей Берлинера. Воспользовавшись этим обстоятельством, один из сотрудников Джонсона тайно запатентовал это изобретение и продал ого затем фирме «Колумбия Бродкастинг систем» («Си-Би-Эс»), Берлинер со своим сотрудником не решился снова возобновить бессмысленный юридический спор, а без перекупки патента продолжал производство пластинок, потому что фирма «Си-Би-Эс» без разрешения Берлинера выпускала граммофоны ...

Решить этот спор чрезвычайно трудно, так как в 1884 г., т. е. за три года до получения патента на граммофон, Тайнер, один из сотрудников Белла, составил записку в десяти томах для подтверждения прав на проигрыватель пластинок Белла—Тайнера. Можно предположить, что этот проигрыватель не получил распространения из-за неудобств, связанных с вращением диска в вертикальной плоскости.