7.3.Уход за пластинками

Механические повреждения и статический заряд. Если пластинки хранятся правильно, можно начать борьбу с тресками. Они возникают по нескольким причинам.

Во-первых, поливинилхлорид, обладающий отличными свойствами прессования, не имеет высокой стойкости против механических воздействий, как некоторые другие синтетические материалы. Поверхность пластинки очень чувствительна к повреждениям. Даже при слабом касании ногтем возникает царапина, которая прослушивается в виде одного щелчка за один оборот. Исправить такое повреждение уже невозможно. Чтобы избежать подобных повреждений пылезащитный пакет осторожно приоткрывают левой рукой. Пластинку следует брать правой рукой, касаясь ее поверхности только двумя пальцами: средним пальцем придерживая в зоне этикетки, а большим обхватывая край пластинки. При этом нужно быть предельно осторожным.

Другой причиной, вызывающей трески, является пыль. Она представляет опасность и при правильном хранении, так как материал пластинки получает электростатический заряд даже если ее слегка потереть. Этот заряд может возникнуть и при быстром вынимании пластинки из конверта, изготовленного из синтетического материала. Поэтому из внутреннего конверта пластинку всегда следует вынимать медленно или, если возможно, использовать пылезащитный конверт из бумаги. Однако и это не устраняет опасности возникновения электростатического заряда, так как поверхность вращающейся в сухом воздухе пластинки все равно заряжается от трения о воздух. Из-за этого нельзя даже просто сдувать пыль с пластинки.

Накопление на поверхности пластинки зарядов влечет за собой два явления. Во-первых, между поверхностью пластинки и металлическим иглодержателем проскакивают крохотные искорки, различимые в темноте невооруженным глазом. Они прослушиваются через громкоговоритель в виде потрескивания, но, к счастью, при повторном прослушивании пластинки разряды на тех же местах, как правило, не возникают. Во-вторых, вследствие заряда поверхность пластинки притягивает к себе пыль. Анализ этой пыли под микроскопом показывает, что основную ее часть составляют тонкие волоски от текстильных материалов и большое число твердых частиц разнообразной формы из разного материала. Среди последних имеются и песчинки, т. е. кусочки кристаллов кварца.

Отдельные волоски, попадая под иглу, на короткое время нарушают ее контакт со стенкой канавки. При проигрывании это проявляется в искажении звука. Другие волоски как «борода» прилипают к кончику иглы и это рано или поздно делает невозможным следование иглы по канавке. Искажения такого рода в первую очередь проявляются при звучании солирующих инструментов. Наиболее сильно этот дефект проявляется при прослушивании записи рояля.

Очистка иглы. Для очистки иглы используется кисть из очень тонких волосков (например, кисть из меха куницы). Кисть всегда следует двигать от задней части иглы к передней, как это происходит при проигрывании пластинки. При движении в противоположном или поперечном направлениях легко повредить прецизионный зажим иглы. Существуют и полуавтоматические иглоочистители, удаляющие пыль с иглы в положении покоя звукоснимателя, но в Венгрии таких устройств пока еще нет в продаже (рис. 1).

0

Рис. 1. Полуавтоматическое устройство для очистки иглы звукоснимателя

Категорически запрещается очищать иглу пальцами, так как при этом па ее кончике остается слой жира, к которому легко прилипает пыль. Если иглу трогали пальцами, ее следует очистить кисточкой, смоченной в спирте.

Вернемся к кусочкам кварца. Наиболее опасные последствия может повлечь за собой их электростатический заряд. Более крупные песчинки являются причиной тресков, в то время как более мелкие увеличивают шум. Возникшие потрескивания остаются на все время, потому что кончик иглы легко вдавливает в мягкие стенки канавки частички, как правило, имеющие острые грани. Вследствие этого не только увеличивается шум пластинки, но и повреждается игла, так как крошечные песчинки стачивают ее как точильным камнем. Таким образом, в основе всех методов борьбы с тресками лежит недопущение появления на пластинке статического заряда. Для проигрывателей, встроенных в шкаф или оборудованных закрывающимися при проигрывании крышками, большую помощь против накопления зарядов может оказать помещенная вблизи пластинки увлажненная губка, увлажняющая воздух вокруг проигрывателя.

Ручные средства для очистки пластинок. Очевидным представляется нанесение на поверхность пластинки веществ, обладающих гигроскопическими свойствами (например, глицерина или этиленгликоля). Эти вещества поглощают влагу из воздуха и благодаря этому снижается склонность к накоплению зарядов.

Этими веществами пропитываются салфетки для очистки пластинок, изготовленные из тканей с как можно менее выраженной волокнистостью. Салфетки всегда следует держать в хорошо закрывающемся нейлоновом пакете и после протирки сотни пластинок заменять (стирать их нельзя, так как при этом утрачивается химическая пропитка). В специализированных магазинах за границей можно найти аэрозольный препарат для антистатической пропитки салфеток, но его нельзя наносить на поверхность пластинок! Салфетками без антистатической пропитки (например, чистым носовым платком) протирать пластинку нельзя, потому что после электролизации трением на пластинку притянется больше пыли, чем ее было перед протиркой. Салфетки для протирки пластинок в первую очередь целесообразно использовать при прижимной силе выше 30 мН.

В Венгрии наиболее часто можно приобрести антистатические салфетки производства предприятий Чехословакии, ГДР и Голландии. При пользовании салфеткой следует следить за тем, чтобы она касалась пластинки вдоль кромки и двигалась только по направлению вращения. Если салфетку двигать вдоль радиуса пластинки, химические вещества могут намазаться на стенку канавки, на них налипнет пыль и из-за этого увеличивается шум с пластинки. Известен очиститель для пластинок («Прииер»), который надевается на рычаг и протирает пластинку в направлении вдоль канавки.

Важно запомнить, что сложные движущие механизмы с электронной стабилизацией не выдерживают торможения от очистителя, лежащего на вращающейся пластинке.

Автоматические очистители пластинок. Представляются два решения: закрепить очиститель на том же тонарме, что и головка звукоснимателя, или на отдельном рычаге, расположенном на панели. Примером первого решения могут послужить несколько вариантов головок звукоснимателей фирмы «Пикеринг». Здесь на головке звукоснимателя закрепляют небольшую щеточку, легко сдвигаемую в вертикальном направлении, но при подъеме тонарма она не проваливается под иглу (рис. 2). Щеточка предназначена для удаления пыли с поверхности пластинки. Она применяется, главным образом, в устройствах с автоматической сменой пластинок, работающих при относительно большой прижимной силе (20—40 мН).

Щеточка находится на головке звукоснимателя и при уравновешивании тонарма она существенно не влияет на значение прижимной силы, хотя при проигрывании часть массы щетки распределяется между точками ее закрепления и иглой. Подобно действующей на иглу скатывающей силе, на щетку также действует сила, направленная к центру пластинки. Эта сила нагружает тонарм, если он не уравновешивается противоскатывающим устройством. Подобные очистители передают колебания канавки непосредственно на головку звукоснимателя, поэтому они прослушиваются в виде неприятного призвука типа отраженного звука. Основное преимущество такого очистителя заключается в том, что его очень просто можно снять с головки звукоснимателя.

1

Рис. 2. Устройство фирмы «Пикеринг» для очистки пластинок

Очиститель «Даст Баг» создает меньше трудностей и поэтому более популярен среди любителей. Его можно применять при прижимной силе 15—30 мН. Сесиль Е. Ватте создал этот очиститель еще в 1958 г., после чего он был изготовлен в миллионах экземплярах и оправдал себя на практике. В сущности, он представляет собой коромысло из оргстекла, на котором закреплены щетка с относительно жесткими волосками н валик, обтянутый материалом с тонкими нитями (диаметр примерно 10 мкм), похожим на бархат. Валик при очистке не вращается, но после нескольких проигрываний его следует немного повернуть. Валик устанавливается на пластинку так, чтобы одна из составляющих его оси совпадала с радиусом пластинки (рис. 3 и 4).

На другом конце коромысла выполнены отверстия, с помощью которых очиститель можно посадить на вал, укрепленный на панели проигрывателя. Место очистителя на панели предварительно определяется экспериментальным путем так, чтобы установленный на начало пластинки стирающий валик к концу проигрывания дошел до концентрической замкнутой канавки или несколько зашел на этикетку. Таким образом очиститель при его подъеме не оставляет в последней канавке пыль, собранную с поверхности пластинки.

2

Рис. 3. Чертежи деталей устройства для очистки пластинок:

  1. рычаг из оргстекла;
  2. ведущая щетка;
  3. вал из красной меди;
  4. проволочки из красной меди Ø1;
  5. винт М3;
  6. цилиндр из оргстекла;
  7. щетка или войлочный валик Ø12x20;
  8. магнитная шайба

3

Рис. 4. Устройство для очистки пластинок, изготовленное в домашних условиях по чертежам рис. 3

Одним из недостатков очистителя «Даст Баг» является то, что рычаг своей массой нагружает ведущую щетку и через нее диск проигрывателя. В новейших конструкциях, по примеру тонарма, применяется противовес, который уменьшает торможение диска. С другой стороны, установив ось стирающего валика под определенным углом, подобно головке звукоснимателя, можно добиться равномерного продвижения очистителя к центру пластинки. Обе вышеназванные модификации уже устанавливаются на устройствах типа «Аудиотехника 6001» и «Эксель-клинэ ES500S».

В Венгрии предприятие «Равиль» выпустило в продажу очистители типа «Акос Даст Жокеи», работающие на таком же принципе. Решен и вопрос его хранения. Наиболее целесообразно хранить очиститель на диске проигрывателя в перевернутом положении.

Хотя очиститель «Даст Баг» первоначально был изготовлен для сухой очистки пластинки, его валик следует немного смазать антистатической жидкостью. Обычно на вращающуюся пластинку капают десять — двадцать капель жидкости, которую валик растирает широкими полосами по всей поверхности.

Заземленное устройство для протирки пластинок. Радикально нейтрализует накопленные на пластинке статические заряды запатентованное устройство, получившее название «Дискостат». Принцип его действия заключается в непрерывном удалении во время проигрывания зарядов, возникших на поверхности пластинки. Внешне устройство очень напоминает описанный выше очиститель, но щетка, скользящая по поверхности пластинки, изготовлена из очень тонких медных проволочек. Неподвижной пластинки касается только плюшевый валик обычного очистителя. Во время движения диска медные проволочки приходят в соприкосновение с пластинкой под тупым углом, поэтому они не давят сверху на канавку.

К медным проволочкам щетки припаян гибкий провод, который через разъем, находящийся около ножки очистителя, соединен с земляным проводом сети или земляным зажимом усилителя. Таким способом можно непрерывно отводить статические заряды с поверхности пластинки. При правильной балансировке металлические нити прижимаются к пластинке с очень малой силой. Фотографии канавок под микроскопом подтвердили, что они при работе очистителя не повреждаются.

Специальной принадлежностью этого очистителя является небольшая салфетка, на поверхность которой тонким слоем напилен металл. При извлечении пластинки из конверта с помощью такой салфетки заряды на ее сторонах распределяются равномерно, что также благоприятно сказывается на работе очистителя.

Вакуумная очистка пластинок.Английская фирма «R. I. Audio» разработала устройство для очистки пластинок под названием «Грувак», работающее с вакуумом. Принцип работы устройства немногим отличается от работы обычного пылесоса. Всасывающая трубка находится в топкой щетке, которая с потоком воздуха удаляет пыль из самых глубоких мест звуковой канавки. Во время проигрывания правильно отрегулированная очищающая головка давит на пластинку с силой около 6 мН. Работающий на таком принципе очиститель еще раньше был изготовлен Перси Вильсоном, главным конструктором фирмы «Граммофон». Разрез использованной им очищающей головки представлен на рис. 5.

4

Рис. 5. Разрез вакуумной головки для очистки пластинок:

  1. поток воздуха;
  2. фильтр-вкладыш;
  3. всасывающая трубка;
  4. гибкая «юбка»;
  5. нейлоновая щетка;
  6. пластинка.

Влажная очистка пластинок.Процесс влажной очистки, помимо снижения способности к накоплению статических зарядов, оправдывается еще и тем, что в значительной степени уменьшает разогрев иглы, вызываемый ее трением о стенки канавки вращающейся пластинки. Нагретая игла вызывает остаточную деформацию в стенках канавки, чувствительных к повышению температуры. В результате деформации стираются мелкие отклонения канавки, которые любители высококачественного воспроизведения звука стремятся сохранить как можно дольше.

Мысль охлаждать трущиеся поверхности и снижать трение при помощи смазки не нова. Действительно, можно только удивляться тому, что механическая запись звука получила повсеместное распространение без применения смазки. И не удивительна та качественная разница, ощущаемая при прослушивании увлажненной пластинки. Процесс увлажнения пластинки не сложен. С новым очистителем «Ленкоклин» он осуществляется легко и надежно (рис. 6).

5

Рис. 6. Устройство для жидкостной очистки пластинок «Ленкоклин»

Сам очиститель состоит из щетки с короткими волосками, прикрепленной к трубочке из прозрачного синтетического материала. Эта трубочка заполнена химически нейтральной очищающей жидкостью. Одного заряда очистителя хватает примерно на 6—8, у новой модели на 15—20 сторон пластинок. Своим вторым концом трубочка вращается на игольчатом подшипнике, находящемся на расстоянии 170—185 мм от оси диска. Высота подвески устанавливается таким образом, чтобы трубочка располагалась почти горизонтально.

Очищающая жидкость через щетку попадает на пластинку и при правильной дозировке оставляет за собой влажную полоску шириной около 1 см. Интенсивность истечения жидкости может устанавливаться с помощью простого вентиля, имеющегося на трубке. Во время движения иглы по смоченной канавке существенно снижается ее трение, поэтому противоскатывающую силу соответственно следует снизить до 70—80% первоначального значения.

Поверхность контакта иглы и пластинки эффективно охлаждается жидкостью и одновременно снижается возможность накопления статических зарядов. При проигрывании увлажненной пластинки искажения становятся пренебрежимо малыми и может быть достигнут наименьший уровень поверхностного шума, т. е. возрастает динамический диапазон. Эти преимущества особенно заметны на записях, содержащих много высоких звуков (например, при воспроизведении джазовой музыки).

Увеличение динамического диапазона проявляется не только при первых проигрываниях с использованием увлажнения, оно сохраняется и после многократных проигрываний пластинки. Самое ценное преимущество влажного проигрывания заключается в том, что срок службы дорогой алмазной иглы вследствие меньшего трения и лучшего охлаждения как минимум удваивается. Эти благоприятные свойства, проявляющиеся при прижимной силе 5—20 мН, безусловно, стоят дополнительных затрат труда, связанных с процессом увлажненного проигрывания.

Они выражаются в том, что оставшуюся на поверхности пластинки жидкость необходимо стереть бумажной салфеткой, не имеющей волокон, и после кратковременной выдержки полностью сухую пластинку следует поместить в пылезащитный конверт, по возможности, бумажный. Так как остатки высохших капель жидкости при проигрывании сухой пластинки могут вызвать повышение поверхностного шума, целесообразно протертые одни раз жидкостью пластинки и в дальнейшем всегда очищать только этим способом.

Однако придаваемая к очистительному устройству жидкость рано или поздно кончается. Ее можно приготовить по следующему рецепту: к одной части чистого (96%) этилового СН3СН2ОН или изопропилового (СН3)2СНОН спирта прибавляется семь частей дважды дистиллированной воды. Дистиллированная один раз вода оставляет елея на пластинке, а использовать воду из-под крана категорически запрещается! После проигрывания одной стороны пластинки щеточку следует тщательно очистить, иначе собранная пыль попадет на следующую пластинку.

Если щеточку вытирать бумажной салфеткой, можно заметить, сколько грязи она собирает во время двух-трех первых прослушиваний новых, только что выпущенных с завода пластинок. После использования очиститель должен храниться в положении, не позволяющем жидкости вытекать из сосуда через щетку.

Два проигрывателя высшего класса качества, которые можно приобрести в венгерских специализированных магазинах, выпускаются уже пригодными для установки жидкостных очистителей. Это проигрыватель «Ленко L75», иа который можно устанавливать очиститель «Ленкоклин», и проигрыватель «Ленко L85», предназначенный для установки очистителя «Ленкоклин L».

Важно помнить, что старые шеллачные пластинки, рассчитанные на частоту вращения 78 мин-1, очищаются только чистой дистиллированной водой. Очищающая жидкость может их повредить.

Следует сказать еще о двух особенностях, присущих полуавтоматическому способу очистки пластинок. Во-первых, применение этих очистителей логически препятствует использованию устройств автоматической смены пластинок. Во-вторых, практический опыт показал, что если диаметр диска проигрывателя меньше диаметра вращающейся на нем пластинки, то очиститель, установленный над неподдерживаемой частью пластинки, может легко получить вибрации, которые прослушиваются в виде очень неприятного грохота.

Промывка грампластинок. Тем, кто до сих пор свою коллекцию пластинок еще не подвергал чистке и желает перейти к использованию одного из перечисленных методов очистки, предлагаем прежде всего тщательно промыть пластинки. Сильно запачканные пластинки, если они не повреждены, заслуживают чудесного возрождения при помощи относительно несложного процесса мойки.

Мойка производится в сосуде высотой примерно в половину диаметра пластинки. На три четверти сосуд заполняют чистой теплой водой с небольшой добавкой жидкого моющего средства. Пластинку помещают в моющий раствор и сначала одну, а затем и другую стороны промывают ватным тампоном без сильного надавливания, ведя его по концентрическим окружностям от центра к краю. По возможности проводится споласкивание в дистиллированной воде.

После этого пластинки по одной просушивают между двух кухонных полотенец из материала, не дающего нитей. Полотенца осторожно сжимаются, но поверхность пластинки ни в коем случае не протирается. Затем проводится окончательная сушка в течение примерно четверти часа в помещении, где нет пыли, например в ванной. Безусловно, необходимо внимательно следить за тем, чтобы в течение всего процесса не коснуться пальцами частей пластинки, содержащих канавки.

В специализированных магазинах грампластинок с большим оборотом (или на радиостанциях) может быть рентабельной установка автоматов для промывки пластинок. Сначала на пластинку наносится специальная моющая жидкость, растворяющая все загрязнения, затем во втором рабочем цикле жидкость вместе с растворенными загрязнениями удаляется вакуумным отсосом. Весь процесс занимает около полутора минут, после чего пластинку упаковывают в новый чистый антистатический внутренний пылезащитный конверт.

Другие виды ухода за пластинками. Даже самая заботливая очистка пластинок не даст результатов, если конверт и диск проигрывателя не являются стерильно чистыми.

Еще при рассмотрении образования статического заряда упоминалась опасность быстрого извлечения пластинки из конверта. Однако в этом случае заряжается не только пластинка, но и сам конверт, и при вложении пластинки часть пыли притягивается на его поверхность. Собственно говоря, конверт наполняется пылью, что подтверждается множеством параллельных царапин, возникающих при вынимании и вложении пластинок. Отрицательные последствия этого могут быть уменьшены, если конверт надрезать по одной из сторон рядом с отверстием, сделанным при изготовлении. Этот надрез облегчит извлечение пластинки, а также позволит протереть конверт увлажненной салфеткой.

Очень важно всегда закрывать проигрыватель после окончания прослушивания, чтобы пыль не оседала на диск и не могла с него попасть на пластинку. Если по какой-либо причине проигрыватель нежелательно держать закрытым, необходимо периодически, по крайней мере раз в две недели, протирать диск влажной тряпкой. Можно сделать вывод: всякий любитель, который после получасового прослушивания потратит на уход хотя бы полминуты, может быть уверен, что качество пластинок его коллекции не ухудшится спустя десятилетия и прослушивание магического черного диска будет приносить всем не раздражение, а истинное эстетическое наслаждение.