6.2.Покупка проигрывателя и ввод его в эксплуатацию

Читатель, по всей вероятности, ожидает советов о том, на что следует в первую очередь обратить внимание при покупке проигрывателя. Возможно, мы разочаруем его, посоветовав проверить только внешний вид устройства и убедиться, что на нем нет повреждений. Объяснить это можно очень просто. В большинстве венгерских специализированных магазинов сегодня еще нет условий для основательной проверки проигрывателя при его покупке. Какой смысл в проверке, при которой рядом с проигрывателем на полной громкости опробуются переносной радиоприемник или даже пылесос.

С другой стороны, может случиться, что признанный хорошим при опробовании образец непрофессионально упакован после осмотра, например не закреплены двигатель и тонарм или не снят диск с подшипника. Качество устройства не улучшится от того, что при доставке домой игла звукоснимателя несколько раз стукнется о шасси проигрывателя или вал двигателя согнет какую-нибудь деталь. А все это уже происходило не один раз.

Поэтому лучше купить проигрыватель в неповрежденной заводской упаковке, а после доставки домой осторожно вскрыть ее и в спокойных условиях проверить основные параметры устройства. При наладке лучше всего воспользоваться советами, инструментом и приборами знакомого специалиста или владельца проигрывателя, обладающего опытом и специальными знаниями.

Сначала определяют постоянное место для проигрывателя. По возможности оно не должно находиться в углу комнаты, потому что при этом возникает наибольшая опасность акустического возбуждения. Проигрыватель помещается на полку на такой высоте, чтобы его не мог достать ребенок, но при этом было бы удобно обслуживать. Самое лучшее, когда плоскость пластинки располагается ниже уровня глаз на достаточном расстоянии (примерно 30 см). Следует проверить по описанию устройства, имеются ли винты, которые на время транспортировки закрепляют двигатель, диск или тонарм. Перед вводом в эксплуатацию их следует отвернуть. Необходимо проверить, действует ли привод без диска и насколько тихо он работает.

Проверяют, не препятствуют ли какие-либо детали свободному вращению диска и движению тонарма, например, устройство автостопа. На тонарм устанавливают противовес и головку звукоснимателя, приблизительно выставляют прижимную силу. На неподвижный диск помещают пластинку, опускают звукосниматель и закрывают прозрачной пылезащитной крышкой. В таком положении устройство выставляют горизонтально так, чтобы при медленном повороте диска на 60—90° индикатор уровня не показывал большого отклонения.

Индикатор уровня, изготовленный в домашних условиях, представлен на рис. 1. Установить проигрыватель горизонтально можно и при помощи плоской пластинки и небольшого шарика. В специализированных магазинах многих стран можно приобрести специально сконструированный для этой цели индикатор горизонтального уровня.

0

Рис. 1. Индикатор уровня для диска проигрывателя:

  1. резиновая прокладка;
  2. измеритель уровня;
  3. диск из оргстекла;
  4. котировочный винт;
  5. основа из оргстекла.

После выравнивания по горизонтали повторяют регулировку прижимной силы. На этот раз устанавливают точно предписанное значение, которое проверяют измерителем прижимной силы. Такие измерители бывают или пружинной системы («Коррекс», «Хаг-Стрейот», Берн), или работают по принципу весов (SFG 2, фирмы «Шур», «Транскриптор»), К недостаткам пружинной системы относится измерение прижимной силы в нерабочем положении иглы, а также снижение точности измерений при старении материала пружины. Измеритель силы производства «Шур» поится на подшипнике на лезвиях, обладающем малым трением. Определение положения равновесия стрелки облегчается зеркальной подставкой. Весы имеют два диапазона измерений: 5—15 и 10—30 мН, точность ±1 мН.

Измеритель прижимной силы фирмы «Транскриптор» представляет собой настоящие миниатюрные весы с жидкостным индикатором уровня и крохотными гирьками. В крошечную чашечку весов кладут гирьки, соответствующие прижимной силе, которую желают установить. Точной установкой противовеса, имеющегося на другом плече весов, уровень выравнивается. Затем, ставя на резиновое покрытие чашки иглу звукоснимателя, имеющимися на тонарме средствами регулировки прижимной силы вновь следует выставить уровень горизонтально. Согласно данным завода-изготовителя измеритель работает в интервале 0,5—50 мН, с точностью 0,2 мН.

После этого регулируется противоскатывающее устройство способом, данным в описании проигрывателя. Следует иметь в виду, что при влажном проигрывании скатывающая сила уменьшается. Проверяется перпендикулярность иглы к пластинке при рассматривании спереди, а если смотреть на головку сбоку, то иглодержатель должен образовывать с плоскостью пластинки угол около 15°.

После этого проигрыватель включают. По меткам стробоскопа проверяют соответствие частоты вращения установленному значению и влияние устройства протирки пластинки на затормаживание диска. Проигрыватель подключают к усилителю и при помощи установочной стереофонической пластинки проверяют правильность каналов и разделение между ними.

Детонацию проигрывателя проверяют по колебаниям высоты тона рояля. Для этой цели можно предложить, например, концерт для фортепьяно Ми-бемоль-мажор Бетховена, который можно найти на пластинках многих выпусков. Из них следует выбрать экземпляр с возможно меньшим эксцентриситетом центрового отверстия. Если при освобождении от упаковки на поверхности движущего механизма были оставлены отпечатки пальцев, их удаляют ваткой, смоченной спиртом; такие отпечатки могут послужить причиной неприятных колебании высоты звука.

Затем проверяют частотную характеристику проигрывателя. Первое впечатление можно получить при прослушивании пластинки с записью различных частот (или провести с ее помощью измерения). Для проверки звучания на низких тонах выбирают пластинку с записью органной музыки (например, Пахельбель, «Прелюдия Ре-бемоль»), трубы или контрабаса. Звучание на средних частотах проверяют по женскому голосу, а на самых высоких частотах — при воспроизведении скрипки, «треугольника» и рояля (например, Чайковский «Итальянское каприччио»). Для любителей легкой музыки предлагаются записи, свободные от электронных искажений.

Искажения головки звукоснимателя проверяют при проигрывании записи оркестра с большим динамическим диапазоном. Особенно хороши для этой цели произведения Берлиоза и Вагнера, например IV и V части «Фантастической симфонии», «Реквием» и др. Для проверки переходной характеристики прослушивают сонату для двух фортепьяно и ударных инструментов.

После воспроизведения музыкального отрывка для проверки искажений следует проверить, не прослушиваются ли через громкоговорители щелчки при включении или выключении двигателя, а также фон при приближении головки звукоснимателя к двигателю.

Следует проверить, на снизится ли фон, если сетевую вилку проигрывателя (или усилителя) вставить в гнездо розетки, повернув на 180°. Точно так же проверяют, не вызывают ли сигнальные провода проигрывателя паразитного высокочастотного приема или возбуждения усилителя. Эго явление особенно проявляется в вечерние часы, когда без пластинки при выведении ручки громкости усилителя могут прослушиваться одна или несколько радиостанций. Устранение такого дефекта, как правило, вызывает большие трудности. Надежная защита может быть осуществлена многократным заземлением или соответствующими конденсаторами и ферритовыми сердечниками. Наконец, с большой осторожностью производят эксперимент, относящийся к динамическим свойствам тонарма. С помощью измерительной пластинки проверяют способность следования звукоснимателя по канавке.