1.6.Долгоиграющие пластинки

Английская фирма «Декка», не входившая в число членов «ЭМИ», избежала банкротства благодаря выпуску дешевых записей серьезной музыки. Это мероприятие помогло ей стать одной из крупнейших фирм грамзаписи. Ее примеру пытались последовать фирмы «Си-Би-Эс» и «Ар-Си-Эй».

Во время второй мировой войны выпуск пластинок начал сокращаться. Одна только американская промышленность пластинок ежегодно требовала шеллака для 130 миллионов пластинок. Помимо забот о снабжении материалами, затруднилось и обеспечение программами. Установленные в увеселительных заведениях несколько сот тысяч музыкальных автоматов отнимали работу у большого числа музыкантов, поэтому профсоюз музыкантов в августе 1941 г. запретил своим членам участвовать в записях для пластинок. Некоторое время заводы выпускали пластинки со старыми записями, однако их сбыт становился все более трудным.

Тяжелое положение создалось и в области развития техники. По поручению английского военного командования фирма «Декка» для учебных целей разработала способ записи полной полосы звуковых частот. В Германии исследователи фирмы «Сименс» разработали технологию получения матриц с восковых дисков способом их серебрения. Было разработано также оборудование для магнитной записи звука, получившее название «магнитофон». После войны во всем мире начались работы по его усовершенствованию для использования в домашних условиях. Аппаратура для магнитной записи звука с самого начала имела определенные преимущества перед грамзаписью. Можно было ожидать, что в производстве пластинок наступит длительный спад. В такой обстановке особенного энтузиазма не встретило заявление директора фирмы «Джи-Ви-Си» Э. Валленштейна, в котором представители прессы приглашались на демонстрацию долгоиграющей пластинки нового типа (Long Play) в зале нью-йоркской гостиницы — там, где когда-то фирма «Ар-Си-Эй» продемонстрировала электрический способ звукозаписи. Для наглядности была сооружена башня высотой в два с половиной метра из положенных одна на другую обычных пластинок, а рядом был помещен столбик из пластинок нового типа, имевших такое же время звучания. Высота этого столбика составляла 30—40 см.

В отличие от четырехминутной программы обычной пластинки музыкальные отрывки с новой пластинки звучали без перерыва больше четверти часа и по единому мнению присутствующих качество звучания было намного лучше, а шум от иглы почти неслышен. В результате сравнения длительностей различных музыкальных произведений было установлено, что время звучания каждой из сторон пластинки должно быть по 20 мин. Для этого частота вращения была снижена с 78 до 40 мин-1, а затем была установлена частота вращения 331/3 мин-1. Для повышения качества звучания был разработан новый материал для пластинок и уменьшены размеры звуковых канавок. Для отличия новых пластинок от шеллачных их стали называть долгоиграющими.

Стоковский и Флетчер предложили установить верхнюю границу диапазона записи на частоте 13 кГц. Технику записи для долгоиграющих пластинок с микроканавками разработал Петер Голдмарк, венгр по происхождению, родившийся в Будапеште в 1906 г. С 1 января 1936 г. до ухода на пенсию в 1971 г. Гольдмарк был сотрудником фирмы «Си-Би-Эс».

Интересное мнение сложилось у сотрудников фирмы «Ар-Си-Эй» о пластинках с микроканавками. Они были против этого нововведения, так как считали, что магнитофоны в будущем вытеснят пластинки с серьезной музыкой, но останутся только пластинки с танцевальной музыкой. Для этой цели была разработана пластинка с частотой вращения 45 мин-1 диаметром 175 мм, время проигрывания которой составляло 4—5 мин. Однако этот расчет не оправдался. Техника производства пластинок взяла на вооружение магнитофон, оказавший большую помощь при производстве записей. С другой стороны, сформировалось равновесное положение, при котором техническое развитие магнитофонов и проигрывателей проходило параллельно. В это время выяснилось, что магнитофон примерно в 3 раза дороже проигрывателя, равноценного по качеству, а тиражирование магнитных фонограмм в заводских условиях пока еще было нерешенным вопросом. Для записей в домашних условиях необходимо время, специальные знания и дорогая магнитная лента. Конкурентная борьба фирм, выпускавших пластинки с частотами вращения 331/3 и 45 мин-1, была, наконец, разрешена фирмой «Филадельфия Пилко», выпустившей проигрыватель для этих двух типов пластинок.

Для проигрывания обычных пластинок в 1938 г. был разработан звукосниматель с прижимной силой 300 мН (1 мН = 0,102 Гс). К 1947 г. прижимная сила была успешно снижена до 100 мН.

В 1950 г. Эдуард Рейн и Исследовательская лаборатория фирмы «Граммофон» разработали станок для записи с переменным шагом, при которой расстояние между канавками устанавливалось в зависимости от амплитуды записываемых сигналов. Так, при записи сигналов с небольшими амплитудами канавки располагались близко одна к другой, а при увеличении амплитуды сигналов они раздвигались. С этим нововведением динамический диапазон пластинок увеличился примерно на 10 дБ, а время звучания на несколько минут.

В Венгрии производство пластинок началось после национализации предприятий в 1951 г., проведенного на основании решения Совета народной республики. Вначале на Венгерском заводе грампластинок работали только 10 человек. Затем предприятие расширилось, получило зрительный зал, пригодный для студийных записей. Увеличилось число экспортируемых пластинок, что сделало возможным проведение больших капиталовложений. Было получено новое оборудование и в 1958 г. начался выпуск пластинок с микроканавками. Годом позже была выпущена первая звуковая открытка. На одной ее стороне можно было написать сообщение, а на другой помещалась цветная фотография, покрытая прозрачным слоем, на котором были отпрессованы звуковые канавки Звуковые открытки пользовались большим спросом. Было освоено также изготовление гибких пластинок, служивших в качестве приложений к книгам и журналам (1965 г.). В 1974 г. производство винилитовых пластинок диаметром 300 мм достигло 2 миллионов штук в год Начиная с 1962 г. постоянно увеличивался выпуск стереофонических пластинок.