7.5.Проверка головки звукоснимателя

Качество каждой головки звукоснимателя необходимо систематически проверять. Осмотр алмазной иглы следует проводить через каждую тысячу часов. Открытым остается вопрос, когда приходит это время? На новейших проигрывателях уже можно встретить счетчик часов работы (например, на проигрывателе «Миракорд 7704» фирмы «Элак»).

Он работает как бесшумный электронный кулонметр В тонкой стеклянной трубочке между разорванной пополам нитью ртути имеется узкая токопроводящая зона. Ее положение пропорционально количеству зарядов, прошедшему через трубочку, т. е. произведению силы тока на время.

При пропускании через стеклянную трубочку с заданным сечением постоянного тока в несколько микроампер сдвиг щели будет зависеть уже только от времени Габаритные размеры электронного счетчика часов работы производства фирмы «Куртис» 48x10x10 мм, длина шкалы — 25 мм, что делает возможным измерение временного промежутка в 1000 ч с точностью 1%. Перевернув после тысячи часов трубочку на 180°, счетчик вновь можно установить на ноль.

Однако для контроля качественных параметров необходимы измерительные приборы, которыми располагают только крупные лаборатории. Поэтому большое значение имеют все начинания, открывающие наиболее взыскательным коллекционерам возможность для быстрой проверки звукоснимателя и проигрывателя.

Основные требования к такому оборудованию: для объективных измерений должно использоваться как можно меньше приборов. Вторым ограничением является то, что контролю должны подвергаться проигрыватели, работающие при прижимной силе меньше 30 мН, так как при большем ее значении измерительные пластинки преждевременно приходят в негодность.

Для процесса проверки звукоснимателей, разработанного фирмой «Шур», помимо проигрывателя, необходимы: линейный усилитель, простой (с чувствительностью 100 мВ/см) переносной осциллограф, микроскоп со 100- или 300-кратным увеличением и три измерительные пластинки (TTR102, TTR103, TTR107). Для акустического контроля необходимо добавить еще стереофонический усилитель и две акустические системы.

Проверяемую иглу звукоснимателя очищают кисточкой, смоченной в спирте, затем исследуют под микроскопом. Если игла оказывается очень изношенной, ее следует исключить из дальнейших испытаний, иначе неминуемо повреждение измерительных пластинок. На следующем этапе с помощью стробоскопа проверяется частота вращения проигрывателя, взятого для исследований, и устанавливается рекомендованная для звукоснимателя прижимная сила.

После этого по осциллографу проверяется правильность фазирования звукоснимателя: сигнал с левого канала подается на вертикально отклоняющие пластины, с правого — на горизонтально отклоняющие. Значения двух сигналов показывают разность чувствительностей каналов звукоснимателя.

При проигрывании стереофонической канавки при сфазированном звукоснимателе на экране осциллографа можно видеть наклоненную вправо на 45° прямую (фигура Лиссажу). В случае несфазированного звукоснимателя прямая линия наклонена влево. Можно проконтролировать и разделение сигналов на частоте 1000 Гц.

По осциллографу просто можно проверить точность компенсации скатывающей силы. Стереофонический сигнал частотой 100 Гц с уровнем 0 дБ должен образовать на экране осциллографа прямую линию с наклоном в 45° или симметричное отклонение от осей. Наконец, проверяется способность следования звукоснимателя в трех диапазонах. В низком диапазоне на частотах 400 и 4000 Гц, в среднем на частотах 1000 и 1500 Гц, а на высоких частотах способность следования проверяется по пакету звуковых импульсов с частотой 10,8 кГц.

Весь описанный выше цикл измерений требует времени не более десяти минут. В 1973 г. на выставке радиоаппаратуры в Амстердаме измерительная лаборатория ежедневно обслуживала по две сотни любителей. На каждую головку звукоснимателя выдавалось свидетельство.